Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
События в стране и регионе
22.02.2011 Запрета на неправильный руль не будет
Директор департамента автомобильной промышленности минпромторга Алексей Рахманов обсудил с правозащитниками возможные изменения, которые готовятся в технический регламент. Результат дебатов оказался обнадеживающим для автовладельцев.
Большой шум в водительской среде вызвал проект нового технического регламента о безопасности колесных автотранспортных средств. Он рассчитан не только на российскую территорию, а на все единое экономическое пространство, в том числе на Белоруссию и Казахстан. Собственно, он и создавался под новые международные экономические требования.
Итог оказался неутешительным, о чем уже писала "Российская газета". В регламенте появились новые запреты, ограничения и процедуры. Самая большая "страшилка" документа - предлагался полный запрет на праворульные машины. А их в стране - многие сотни тысяч.
Спешим порадовать водителей . Минпромторг услышал протестное мнение автомобилистов и решил переработать документ. В ближайшее время к изучению документа приступят эксперты МВД, минтранса, минюста и прочих ведомств. Но уже известны поправки, внесенные по требованию правозащитников.
Главная из них - запрета правого руля в России не будет. Изучив требования и рекомендации, представленные общественным движением автомобилистов "Свобода выбора", в минпромторге признали, что погорячились с его запретом. Дело в том, что и в Белоруссии, и в Казахстане такие автомобили действительно запрещены. Однако территория России во много раз превосходит площадь этих государств. К тому же наш восток без серьезных и недорогих внедорожников не обойдется.
С этой позицией согласился и Алексей Рахманов. По его словам, скорее всего, документ появится с формулировкой, что допуск в обращение таких автомобилей должен устанавливаться и регулироваться законами страны. Возможно, будет и другая формулировка, но суть сохранится.
Правый руль автомобилистам удалось отстоять. Однако возникла глобальная проблема с ввозом на рынок подержанных автомобилей младше трех лет. Дело в том, что новый регламент предусматривает для них драконовскую процедуру прохождения сертификации. Автомобиль, возраст которого не превышает трех лет, должен пройти процедуру сертификации по полной программе. Таким образом, получается, что в Россию нельзя будет (точнее - невыгодно) ввозить не новые автомобили до трех лет или после пяти лет. То есть хотите хорошую машину, но дешево, заказывайте 3-4-летнюю иномарку. До этого - процедура сертификации, а после пяти лет всю радость от приобретения автомобиля вам подпортят пошлины.
По словам Рахманова, эта норма позволит ограничить поставки нелегальных, якобы бэушных. Допустим, китайский производитель только выпустил на рынок новую машину. Данных о ней еще нет, зато наш мелкооптовый перепродавец уже готов ввезти ее на рынок. Проходить всю сложную процедуру сертификации ему не хочется. Это занимает время и требует больших денег. Поэтому он ставит машину на учет на месте покупки, затем снимает ее с учета и получает б/у автомобиль, который перепродает в Россию.
Минпромторг пытается ограничить ввоз таких автомобилей, но одновременно с введением запрета выплескивает младенца, то есть запрещает ввоз и иных, вполне легальных бэушных машин. В министерстве еще не определись, что можно сделать с этим пунктом, чтобы и овцы были целы, и автомобилисты сыты.
По мнению общественных организаций, контролировать это должны таможенные службы. Однако регламент накладывает жесткие ограничения на всех, отдавая разрешительную систему на откуп экспертам .В том числе и коммерческим.
Минпромторг пытается ограничить ввоз таких автомобилей, но одновременно с введением этого запрета выплескивает младенца: то есть запрещает ввоз и иных машин. В минпромторге пока еще не определись, что можно сделать с этим пунктом и как грамотно сформулировать его, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Потому что речь действительно идет о сытости чуть ли не целых регионов России. Одних таможенных пошлин хватило, чтобы убить на корню на Дальнем Востоке практически весь бизнес на старых автообилях. Если появятся такие технические ограничения, то можно ожидать шумной реакции автомобилистов.
В данном случае речь идет не только о Дальнем Востоке. Любой, кто пожелает привести себе новую модель с западного рынка, которую у нас не производят и официально не продают, столкнется с теми же проблемами.
По мнению представителей общественных организаций, контролировать это должны таможенные службы. А проект регламента накладывает жесткие ограничения на всех поголовно, в чем-то подменяя собой Таможенный и Уголовный кодексы.
Однако, Рахманов ставит довольно правильный вопрос: каким образом таможня или гаишники определят, что ввозимая на территорию России машина, похожая на Opel Astra, соответствует требованиям российского законодательства? А может она собрана не для Европы, а для Малайзии. А там совершенно другие стандарты и требования. В идентификационном номере такие позиции, как страна, куда автомобиль будет поставляться, не предусмотрены.
- Мы сейчас ведем переговоры с производителями автомобилей, - говорит Рахманов. - Нам необходимо создать единую базу данных на машины, по которой можно будет без проблем определить по номеру VIN, с какими характеристиками машина была выпущена на рынок. На какую страну ориентирована. Какие у нее экологические характеристики… А в дальнейшем было бы неплохо создать базу по типу CARFax, чтобы отслеживать всю историю автомобиля. Это упростит процедуру таможенного оформления, оформления сертификации, поможет ГАИ.
Также правозащитники затронули вопрос о шинах. В новом регламенте прописаны требования к летним и к зимним шинам. Однако за скобками остались шины M+S. То есть, всесезонные. Получается, что либо их совсем нельзя использовать, либо можно, но с зимними ограничениями. Это довольно больно ударит по автовладельцам, которые привыкли такую резину использовать летом. Спрашивается, кому такие поправки нужны?
В минпромторге согласились с доводами и решили внести изменения в регламент. Вообще встреча руководства минпромторга с правозащитниками оказалась довольно продуктивной: никто не утверждал, что это конечная формулировака и другой не будет. Доводы обеих сторон обсуждались и изыскивалось компромиссное решение. Но что получится в итоге, пока остается только гадать. Ведь если вспомнить прохождение предыдущего регламента, то даже согласованные со всеми министерствами и ведомствами поправки в конечный документ так и не вошли. Кстати, как обещал Рахманов, после всех согласований новый проект этого документа снова будет представлен на всеобщее обсуждение.
Владимир Баршев, Российская газета
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.