Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
События в стране и регионе
20.10.2011 Новации в образовательном процессе и современная инфраструктура позволят готовить на Урале инженеров для новой экономики
Усилия губернатора и финансовая помощь правительства Свердловской области позволят уже в следующем году начать строительные работы на площадке, где в будущем появится первый научно-образовательный центр (НОЦ) УрФУ и технопарк «Университетский». Эти центры позволят готовить инженеров-«практиков» для современных производств. Одновременно сам вуз, не дожидаясь строительства нового кампуса, делает ставку на внедрение европейского опыта профобразования и интеграцию образовательного процесса с реальными производствами.
«Из бюджета Свердловской области мы потратили уже свыше 100 миллионов рублей, что позволило нам сформировать земельный участок. Со следующего года начнется строительство технопарка высоких технологий, а также первого НОЦа. Сейчас разрабатывается документация под инженерные коммуникации, проект проходит государственную экспертизу», - говорил первый заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Валерий Турлаев.
Речь идет об участке в Екатеринбурге близ озера Шарташ. Строительство технопарка и нескольких научно-образовательных центров позволит создать на базе вуза современную площадку, интегрирующую науку, образование и производство.
Данная работа ведется по поручению Александра Мишарина и призвана сформировать на Среднем Урале систему непрерывного профессионального образования. Это позволит придать серьезный импульс развитию вузовской фундаментальной и, что очень важно, прикладной науки, укрепить и сформировать научные школы и творческие коллективы с участием молодых ученых, аспирантов и студентов. Кроме того, что современные вузы должны быть способны генерировать идеи, ориентированные на практический результат, из стен учебных заведений на современные высокотехнологичные предприятия должны приходить люди, готовые немедленно включиться в производственный процесс.
Воспитать такие кадры можно лишь кардинально изменив подход к образовательному процессу. «Если раньше моя задача как профессора заключалась в том, чтобы прочитать курс, например, в 64 часа, и как можно больше полезной информации в головы студентов вложить, то сегодня задача иная. Сегодня важнее не то, сколько ты вложил информации, а то, какие практические навыки, мотивационные, личностные качества он приобрел в результате обучения», - рассказывает заместитель проректора по учебной части УрФУ Олег Ребрин, который возглавляет созданную год назад в вузе Высшую инженерную школу.
По его словам, сегодня современным предприятиям не хватает не инженеров вообще, а именно тех, кому сразу можно доверить производство, людей, способных «креативить», привносить инновации.
Для этого в вузе внедряют новое учебное оборудование. Так, уже через 2–3 недели в УрФУ введут в строй уникальную безэховую камеру, которая позволит студентам и аспирантам института радиоэлектроники и информационных технологий изучать влияние сильных электромагнитных полей на электронную аппаратуру. Например, на установке можно смоделировать работу аппаратуры на борту самолета в условиях грозы. Важно, что подобное оборудование сегодня есть на реальных предприятиях, а значит, выпускники смогут похвастаться перед работодателем наличием практических навыков работы.
Сделать образование инженеров еще более высокотехнологичным позволит новый учебный комплекс, строительство которого начнется на Шарташе. А пока в УрФУ решили идти по пути создания университета «интеграционного типа», когда в образовательный процесс встраиваются фундаментальная наука в лице Уральского отделения Российской академии наук, и производство в лице предприятий. «И сегодня мы рассматриваем Высшую инженерную школу как своеобразный методологический, технологический центр по развитию инженерного образования», - сказал Олег Ребрин.
Всерьез в вузе изучают и инициативу, которая пошла от Массачусетского института и сегодня достаточно широко распространенную в мире. «Она называется так: «Задумай. Спроектируй. Изготовь. Управляй». Это по идее то, что любой инженер делает: он придумал, потом смоделировал, потом он изготовил это изделие и смотрит, как оно работает. Это жизненный цикл инженерной продукции положенный в основу образования. После того, как студент сделал что-то своими руками, у него происходит актуализация знаний. И он дальше чувствует: здесь не хватает знаний физики, здесь математики, начинает поглощать знания уже на такой вот удобренной почве», - пояснил Олег Ребрин.
В УрФУ намерены сделать ставку на магистратуру, где сегодня вуз может предложить достаточно много мест.
«Мы обсуждаем возможность того, чтобы сделать не столь профессионализированный как сейчас бакалавриат, который будет хорошей основой для дальнейшей специализации в магистратуре. За 4 года бакалавриата мы узнаем, что вот этот конкретный человек ориентирован на науку. Значит, мы говорим ему: для тебя есть научно-исследовательская магистратура. И есть инженерная магистратура, которая ориентирована на промышленное производство. Там повышенное количество практик, там в образовательных программах должны принимать участие производственники, которые не оторваны от процесса», - добавил он.
Основы новых программ инженерной магистратуры будут разработаны в ближайшее время, а первый набор в нее может пройти уже в 2012 году.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.