Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
События в стране и регионе
31.01.2011 Решение, идти на новый срок или нет, президент Дмитрий Медведев примет в этом году
Российскому обществу надо сплотиться перед лицом терроризма, как это сделали американцы после 11 сентября. Об этом, а также о деле Ходорковского и своих перспективах на 2012 год Дмитрий Медведев рассказал в интервью "Блумберг ТВ".
Впрочем, обсуждение политических перипетий журналисты оставили напоследок и зашли издалека, поинтересовавшись у президента, почему он не считает Россию современной страной, если у нее уже есть "Макдоналдсы", суши и торговые центры.
- Не хватает более элементарных вещей. Не хватает инфраструктуры для ведения бизнеса, не хватает законодательства, которое правильным образом регулирует этот бизнес, не хватает правопонимания у чиновников и не хватает развитой деятельности судебной системы. Если все это будет работать без коррупции, тогда Россия начнет быстро продвигаться по пути модернизации, - ответил Медведев.
У страны, конечно, не появятся в одночасье мировые бренды, и чтобы приблизить желанный момент, не зазорно идти на сотрудничество с иностранными компаниями. Ведь патриотизма на потребительском рынке не существует, считает президент, "задача государства и общества - предоставить людям возможность приобретать товары по доступным ценам, а как он будет называться, это вторичный момент".
В целом же российский лидер ставит амбициозные цели на ближайшую пятилетку: рост экономики должен составить 8-10 процентов, пенсионная и социальная система, а также здравоохранение будут усовершенствованы, а экономика модернизирована.
На пути у всех этих задач встает проблема борьбы с коррупцией. "Блумберг" поинтересовался у Дмитрия Медведева, почему не посадить какого-нибудь высокопоставленного правительственного чиновника или губернатора, дабы показать обществу, что неприкасаемых нет.
- Мы должны рассуждать на правовом языке. Кто-то знает о ком-то, что он коррупционер. Знаете, можно так рассуждать практически о любом губернаторе, и не только в Российской Федерации, - заметил президент. - Если у граждан или у правоохранительных органов есть достоверная информация в отношении конкретных людей, эта информация должна получать ход.
Вообще, по мнению Медведева, ситуация не такая уж плачевная, ведь только в прошлом году несколько тысяч госслужащих были привлечены к уголовной ответственности за коррупцию и взятки, из них осуждено около 2 тысяч. Иностранное агентство парировало: "Когда господин Ходорковский был арестован впервые, это стало сигналом всем олигархам, что государство контролирует ситуацию. И после этого все стали платить налоги. Может быть, тот же эффект был бы, если бы был осужден высокопоставленный чиновник, возможно, даже правительственного уровня?"
Признав, что "дело Ходорковского" интересно всем, Медведев заметил, что за налоговые преступления в прошлом году несколько тысяч частных предпринимателей и сотрудников крупных коммерческих структур сели в тюрьму. И пусть ситуация с экс-олигархом особенная, президент все равно не имеет права вмешиваться в работу судов.
- Попытки давления, в том числе и на меня как на президента страны, в этом плане носят абсолютно деструктивный эффект. Они заставляют думать всех остальных, что в России настолько несовершенная судебная и правовая система, что можно сказать президенту, еще кому-то: "Вы поменяйте приговор по делу Ходорковского, кого-то другого, и тогда мы убедимся в том, что ваша правовая система не безнадежна, а хоть как-то работает". Но это неприемлемо. Я на эту тему разговаривал в кулуарах даже с некоторыми своими коллегами, которые занимают высокое положение. И сказал им простую вещь: "До тех пор, пока ты мне тайно будешь об этом говорить, это будет означать, что у нас плохо работает правовая система", - пояснил Дмитрий Медведев, заодно пообещав дальше совершенствовать судебную систему, в частности поднять зарплату судьям.
Глава государства не исключил, что в отношении Михаила Ходорковского могут быть выдвинуты новые обвинения, "как бы это ни воспринималось".
- Как объяснить инвесторам, что не будет новых ходорковских?
- Я считаю, что инвестор любой - и российский, и иностранный - должен соблюдать законы, в противном случае он может получить тюремный срок, как это произошло в случае с Ходорковским или в случае с Мейдоффом, который получил несколько больше.
Сказал Медведев и о другом оппозиционере - Борисе Немцове, которого "Блумберг" называет лидером оппозиции. Экс-вице-премьер был задержан на митинге 31 декабря и арестован на 15 суток. "Мне опять же не хотелось бы оказывать влияние на рассмотрение этого дела в суде. Ни в одной стране мира не позволено нарушать законы по проведению митингов и демонстраций и двигаться в отношении полиции, совершая противоправные действия в отношении тех, кто защищает правопорядок, - сказал российский президент. - Но это не уголовное преследование, а лишь всего-навсего административный арест. Это не приговор. Пусть обжалуют".
Относительно так называемой системной оппозиции Медведев убежден: она еще недостаточна сильна, хотя и доставляет полно неприятностей руководству страны. "Единая Россия" же выглядит, по мнению президента, мощной политической силой, которая контролирует ситуацию в парламенте. Однако партия власти, предупредил глава государства, "не должна получить мандат на управление на все время".
С другой стороны, полагает президент, России сейчас нужна консолидация перед лицом терроризма. Американцы прошли через это после 11 сентября, и "даже тот, кто очень не любил президента Буша, тем не менее сказал: "Да, он должен управлять, управлять жестко". То же самое должно быть в нашей стране, только так можно победить терроризм".
- Что же касается опасений инвесторов и вообще тех, кто приедет к нам, можете не сомневаться, мы обеспечим высокий уровень безопасности. Причем такой уровень, который необходим для проведения Олимпиады, мирового Кубка по футболу и других спортивных соревнований. Это будет задача для всего общества и, конечно, для правоохранительных органов и спецслужб. И мы сделаем это максимально эффективно, - заявил глава государства.
Между тем о своих мыслях насчет 2012 года Медведев по-прежнему не говорит.
- А если вы будете президентом, то Путин останется премьером? - извернулся журналист.
- Я сейчас не буду говорить про Путина, ладно? Потому что это отдельный человек, он мой товарищ, но я не буду за него ничего говорить, - сказал Дмитрий Медведев. - Что касается меня, я свое решение приму в этом году. Если я посчитаю правильным для страны, для политической системы и прежде всего для граждан нашего государства участвовать в выборах, я в них буду участвовать. Если я посчитаю иначе, я об этом открыто скажу. Но если я все-таки буду участвовать, то, конечно, впоследствии приму решение и о премьер-министре.
Петр Скобелев, Российская газета
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.