Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
События в стране и регионе
12.07.2010 Что влияет на индекс потребительских цен
Сегодня "РГ" публикует официальные данные Росстата об индексе потребительских цен во втором квартале 2010 года. Без сомнения, это очередной повод обвинить российское статистическое ведомство в лукавстве. Граждане упорно не хотят верить официальным цифрам и предпочитают полагаться на собственные ощущения.
Впрочем, критикуют Росстат не только простые смертные, но чиновники, экономисты и другие "профессионалы". Поэтому в конце прошлой недели глава Росстата Александр Суринов решил наконец "объясниться" с журналистами, показав, как и откуда берется этот самый индекс потребительских цен (ИПЦ). И пригласил независимых экспертов: пусть скажут прямо, где статистики делают ошибки.
Итак, ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране. Он показывает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления. В нашей стране ИПЦ рассчитывают за неделю, месяц, квартал и за год. По словам Александра Суринова, методика расчета основана на рекомендациях Международной организации труда, МВФ и Евростата.
Как это происходит? Ежемесячно, с 21 по 25 число, специальные регистраторы ходят по торговым точкам и фиксируют цены. Примитивными блокнотами и авторучками уже давно не пользуются. Данные о ценах прямо у прилавка заносят в специальный терминал, похожий на мобильный телефон, со специальной программой. Вся собранная регистраторами информация забивается в единую базу данных, обсчитывается по определенной формуле и к 4 числу следующего месяца выдается результат. Кстати, одно из наиболее частых критических замечаний в адрес Росстата связано именно со сроками выдачи итоговой информации об ИПЦ. Для сравнения сроки предоставления статслужбами других стран аналогичной информации: Казахстан - 2-3 число месяца, следующего за отчетным, Украина - в течение 10 дней, Франция - в течение 13 дней, США - около 2 недель, но не позднее 1 месяца, Великобритания - 2-й или 3-й вторник, Япония - в конце месяца. Так что на самом деле с учетом нашей территории скорость обработки информации у нас чрезвычайно высокая.
Понятно, что зафиксировать цены на все товары и услуги во всех населенных пунктах страны невозможно, да и нет смысла. Но очевидно, что чем шире перечень товаров и услуг и контрольных населенных пунктов, тем выше точность индекса. В России постоянно обследуются 266 городов. Количество организаций торговли и сферы услуг - 58 113. Из них магазинов - 35 005, рынков - 1019, организаций сферы услуг - 20 654, АЗС - 1434. При этом из обследования исключаются крайние в ценовом диапазоне торговые точки, то есть там нет бутиков и нет магазинов для бедных.
Общее количество наблюдаемых товаров и услуг - 489. Если сравнить это с другими странами, то на первый взгляд цифра не самая высокая в мире. Скажем, в Италии и Израиле она выше 1 тысячи. Но там территории, не сравнимые с нашей. В больших по площади странах этот показатель вполне объективно в разы меньше - в противном случае такой подсчет оказался бы слишком дорогим удовольствием. Вместе с тем количество ценовых котировок, которые ежемесячно регистрируются по всей стране, на порядок выше количества наименований товаров, а именно 617 393. Например, может быть несколько сортов колбасы, хлеба, рыбы и так далее.
Как выбираются товары-представители? Важнейшее условие - этот товар должен занимать не менее 0,1 процента в структуре расходов домохозяйств. Для этого идет постоянное - раз в квартал - обследование бюджетов домохозяйств. В этом мониторинге участвуют 47,8 тысячи семей. Для сравнения: в США - около 45 тысяч. При окончательных подсчетах индекса потребительских цен учитывается не только вес (доля) товара в семейном бюджете, но и вес этого товара в регионе, вес региона в стране и многие другие индикаторы.
Поскольку жизнь не стоит на месте, все время появляются на рынке новые товары, а какие-то исчезают совсем, перечень товаров-представителей периодически (у нас - раз в год, где-то - раз в 4-5 лет) обновляется. Таким образом, в течение 2005-2010 годов из списка было исключено 96 товаров и услуг, а 102, наоборот, включены. Например, вычеркнули стереомагнитолу, видеомагнитофон, отечественные духи и одеколон. Из услуг уже не интересны народу химическая завивка волос, пошив брюк, ремонт малых электробытовых приборов.
Присутствовавшие на встрече независимые экономисты, к некоторому разочарованию журналистов, не нашли в методике Росстата серьезных изъянов. Единственное замечание сделал завсектором Института экономики РАН доктор Михаил Гельвановский. "Почему в обследовании цен не участвует сельская местность?" - спросил он. По его мнению, на селе сейчас свирепствуют локальные монополии. Магазин, как правило, один, и цены там можно устанавливать любые - все равно люди будут покупать. Привел в пример один из подмосковных сельских магазинов, где литр подсолнечного масла стоит 250 рублей, банка сгущенки - 77 рублей и т.д. На это глава Росстата заметил: "Инфляция - это не уровень цен, а движение цен. Для ИПЦ важна не сама цена, а как, в какую сторону и насколько она изменилась". Ну а главная причина того, почему сельские магазины выпадают из обследования, там мало товаров, и за многими люди едут в ближайшие города.
Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на e-mail или по телефону (3439) 39-68-98.