Данная версия сайта актуальна по 31.08.2016. Новая версия доступна по адресу www.kamensk-uralskiy.ru
Официальный портал
КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

На главную Напечатать Поиск по сайту Карта сайта
Английская версия
На главнуюСобытия в стране и регионеСобытия в стране и регионе

Календарь

 Май ′2010 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

за всю неделю
за весь месяц

 


участник конкурса Золотой Сайт МСУ

События в стране и регионе

13.05.2010 Право руля. В развитии автопрома власти сделали ставку на российских производителей

На сайте российского минпромторга опубликована стратегия развития автомобильной промышленности РФ до 2020 года.

Согласно документу, если в отечественный автопром не вложить 584 миллиарда рублей, он деградирует за пять лет. Требуемые миллиарды помогут довести объемы выпуска автомобилей до 3 миллионов единиц (в самый удачный пока год — 2008-й — их производилось всего 1,5 миллиона). После этого доля обеспеченности населения личным транспортом в стране вырастет с 270 до 363 машин на тысячу жителей и достигнет среднеевропейских показателей.

Основной упор в министерстве делают на возрождение отечественного автомобилестроения - по причине того, что иностранные бренды не оправдали возложенных на них надежд. "Приход ведущих иностранных автопроизводителей ввиду малого объема требуемых по законодательству минимальных производственных мощностей (25 тысяч автомобилей в год) не сформировал предпосылок для создания экономически оправданных современных производств автокомпонентной отрасли", — говорится в документе.

При этом приоритетным вариантом развития отрасли эксперты министерства избрали сценарий "партнерство", по которому обеспечение около 80 процентов потребительского спроса будет происходить за счет внутреннего производства, а само производство разделено между российскими и иностранными производителями почти поровну. Предполагается также, что на отечественном рынке будут два крупных российских производителя (в партнерстве с иностранными) и 4-5 крупных локализованных зарубежных. Сегмент импорта сократится с нынешних 60 до 20 процентов. Другими словами, в Россию будут ввозить только премиум-бренды, а автомобили массовых серий делать на месте.

Не удивительно, что на долю экспорта в этом случае оставили также не много - не более 10 процентов. Такое решение специалисты связывают с тем, что иностранцы в России сейчас производят меньше, чем могут. Так, предприятие во Всеволожске в прошлом году выпустило треть от своего потенциального объема.

На случай если первый сценарий будет давать сбой, есть второй — "крупный экспортер", предполагающий закрытие внутренних потребностей в грузовиках и автобусах за счет отечественного производства.

Напомним, что, пока разрабатывалась данная стратегия, на рынке начала свою реализацию программа авторециклинга, первые ее результаты показали, что Волжский автозавод не справляется со спросом на отечественные машины. Это привело к тому, что минпромторг расширил список автомобилей, которые можно приобрести по госпрограмме утилизации старых авто. Так, в его перечень попали 13 новых "иностранных" машин, чтобы хоть как-то заполнить "свято место" необходимых рынку отечественных автомобилей. Исходя из этого, многие эксперты начали верить во второе рождение отечественного производителя. "На мой взгляд, выход для автопрома — в самостоятельной дальнейшей работе, — говорит заместитель декана факультета экономики и управления СПбГУЭФ Лаша Какава. — Сейчас он не готов продавать дорогие автомобили собственного производства. Следовательно, нужно продавать недорогие машины массового спроса. К тому же автомобили отечественного производства по продажам опережают иномарки".

— Менталитет взрослых россиян, которые знают, как самостоятельно починить свой автомобиль, не изменишь, — считает Константин Ковалешин, исполнительный директор компании — дилера Волжского автозавода. — В этом одна из причин популярности отечественных машин. Менять мировоззрение автолюбителей и пересаживать их на иномарки очень сложно.

— Для каждого автомобиля есть свой покупатель, — уверен представитель компании — дилера всеволожского завода Михаил Шевельков. — Каждый выбирает то, что ему нужно. Люди, которым не нравятся отечественные машины, никогда их не выберут. Даже сейчас по программе утилизации те, кто сдает иномарки, опять покупают иномарки. С другой стороны, если российские машины будут конкурентоспособны, мы будем только за. Поэтому надо стимулировать не производство, а спрос на автомобили. Программы рециклинга и стимулирования кредитной ставки — наглядный пример того, что в России умеют это делать.

Слова последнего эксперта подтверждает статистика. Так, предпочтения петербургских покупателей отличаются от общероссийских — самые популярные в городе машины "баварские" и те, что выпущены во Всеволожске. Очереди на них в автосалонах сохранились даже в кризис. Доля поклонников волжской продукции не превышает 35 процентов. Однако и она может вскоре измениться, когда иностранные производители начнут выпускать бюджетные автомобили и предельно сократят ценовой разрыв между отечественным и иностранным автомобилем.

В этой связи не совсем понятным остается одно — какое место в будущем автомобилестроении будет отведено иностранным производителям петербургского автокластера. Даже несмотря на "половинчатость", с точки зрения полного цикла, их сборочного производства.

— В этой ситуации властям необходимо выработать четкую, ясную позицию, — считает аналитик Валерий Ханбеков. — Потому что если производители, которые сейчас образуют автокластер, уйдут, то они уже никогда в нашу страну не вернутся.

Сергей Фивейский, первый заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:

Автомобильные заводы в Санкт-Петербурге не загружают свои производственные мощности, так как начало их деятельности пришлось как раз на острую фазу мирового экономического кризиса. В этом году мы наблюдаем постепенную тенденцию увеличения объемов выпуска, предприятия заявляют о переходе на работу в две смены, тем самым рассчитывая на дальнейший рост производства. Стоит также отметить, что все три действующих автомобильных завода в городе интегрированы в стратегии собственных головных концернов, что влияет, в частности, на выбор производимых моделей.

Петербургский автомобильный кластер находится сейчас на этапе привлечения и размещения в городе производителей автокомпонентов, а также стимулирования научно-исследовательских работ по заказам автомобильных заводов и подготовки специалистов для этих предприятий. Как известно, производители комплектующих рассматривают возможность размещения своих заводов в городе только при наличии определенного объема выпуска автомобилей. Мы считаем, что автомобили петербургской сборки в будущем не только могут поставляться на российский рынок, но и экспортироваться в первую очередь в страны ближнего зарубежья.

Российская газета

вернуться